9 кислева 5780 7/12/2019
Новости

"Фокус": Ешая КОГЕН, главный раввин Казахстана: Казахстан - благословенная земля

- Ребе, прожив в Алматы полтора десятка лет, вы уже начали считать Казахстан второй родиной?
- Безусловно.

Яна Шекель, газета "Фокус", Алматы /
Знаете, я ведь ехал сюда в 1994 году как в ссылку. Тогда для меня Казахстан ассоциировался только с поселком Чиили Кзыл-Ординской области, местом, где отбывал ссылку отец Любавичского ребе. Не скрою, когда я только узнал о том, что буду раввином в Казахстане, то попросту испугался. К тому же мой переезд в Казахстан совпал с праздником Песах. В то время, когда все евреи тщательно готовятся к этому событию, я с чемоданами и саквояжами перебирался на новое место жительства.
Однако в первые же дни пребывания в новой для меня стране я понял, что терпение, согласие, дружелюбие и особое гостеприимство отличают казахов от многих других народов мира. Уже минуло 15 лет с момента моего приезда, и я с улыбкой вспоминаю свои первоначальные страхи перед любимой мной сейчас страной.
- Праздник Симхат Тора, отмечающий завершение годичного цикла чтения Торы, прошел, хотелось бы спросить об итогах вашей деятельности за минувший год...
- В жизни еврейского сообщества Казахстана произошел целый ряд немаловажных событий за истекший год. Одним из них по праву может считаться открытие первой в Восточном Казахстане синагоги в Усть-Каменогорске. Думается, со дня открытия синагоги «Оэль Элиэзер - Хабад Любавич», а произошло это событие 1 июля, она станет центром еврейской жизни в целом регионе.
Бельгийские архитекторы, разрабатывавшие проект здания высотой 13 метров, приложили немало усилий для того, чтобы здание отвечало не только требованиям современной архитектуры, но и духовным запросам евреев. Теперь на казахстанской земле есть даже своя Стена плача - она выложена из иерусалимского камня в Усть-Каменогорской синагоге, что стало возможно благодаря поддержке известного в мире еврейского мецената Шломо Геллера.
Меня искренне радует, что политики Казахстана не остаются безучастными к событиям, происходящим в жизни еврейской общины страны. К примеру, в торжественной церемонии открытия синагоги в Усть-Каменогорске принимал участие аким Восточно-Казахстанской области Бердыбек Сапарбаев, передавший поздравления Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Если я не ошибаюсь, акиму очень понравилось выступление еврейского симфонического оркестра. На следующий день, 2 июля, мы открывали еще одну синагогу в Костанае. Она названа «Бейт Рахель - Хабад Любавич» в честь матери главного спонсора и инициатора строительства - президента Евроазиатского еврейского конгресса Александра Машкевича. На праздничном для костанайских евреев событии аким Костанайской области Сергей Кулагин также поздравил общину от имени Президента страны.
- А сколько всего синагог в Казахстане насчитывается сегодня?
- Пока пять. Но не следует забывать, что помимо действующих синагог в крупных административных центрах есть простые молитвенные дома в районных центрах и небольших городах, где регулярно собираются евреи для изучения священных книг. Нашему народу свойственно непреодолимое стремление к сохранению своих традиций. Это отчетливо видно, если углубиться в историю создания самой первой синагоги в Казахстане.
В 1827 году российский император Николай I подписал указ о натуральной воинской повинности для евреев, в соответствии с которым ежегодно царскую армию должны были пополнять по 10 рекрутов возрастом от 12 до 25 лет с каждой тысячи еврейских мужчин. Совершеннолетних определяли на действительную службу, а малолетних направляли в кантонистские школы «для приготовления к службе» в отдаленные, зачастую с суровыми климатическими условиями регионы Российской империи. Таким образом, множество еврейских юношей оказались в Казахстане.
Примерно в 1870 году в городе Верном (нынешнем Алматы) сложилась первая еврейская община, состоявшая из николаевских солдат и их потомков. Их было немного - не более ста человек, но они были очень мужественными людьми. Судите сами; оторванные от родных и близких, ежедневно терпевшие в армии унижения и побои за свое вероисповедание, они, несмотря ни на какие трудности, открыли первую синагогу в простой деревянной избе в 1884 году и добились регистрации еврейского молитвенного общества в 1907 году.
Меня очень вдохновляет этот пример первых еврейских поселенцев на казахской земле. По сути они стали точными последователями ветхозаветного пророка Даниила, воспитывавшегося в чужеродной среде дворца вавилонского царя, но оставшегося верным законам еврейской веры.
- Сегодня численность евреев в Казахстане продолжает сокращаться или можно говорить о том, что выезд на историческую родину казахстанских евреев прекратился?
- На мой взгляд, массовый выезд евреев из Казахстана приостановился. Конечно, явление имело место в контексте последних десятилетий ушедшего тысячелетия. Во время Второй мировой войны и после нее в Казахстане было несколько сотен тысяч евреев. Постепенно люди возвращались в места своего проживания до войны. Позже много евреев, так же как и представителей других национальностей, были рады уехать из страны, которая запрещала им помнить и следовать традициям предков. Когда в СССР открылся «железный занавес», большое количество людей покинуло Страну Советов.
Но к концу тысячелетия процесс эмиграции стал затухать. И даже начался обратный процесс. Мне известно множество случаев, когда евреи, выехавшие на постоянное место жительства в различные страны мира, вернулись в Казахстан по прошествии какого-либо времени. Среди них есть и люди старшего поколения, которые не смогли найти себя в жизненных реалиях другой страны, а есть и представители молодежи, которые считают, что именно в Казахстане им удастся реализовать свой творческий потенциал или профессиональные планы.
Возможно, если бы не сложности, которые привнес в жизнь каждого отдельно взятого человека мировой финансовый кризис, то количество вернувшихся в Казахстан евреев было бы значительно больше. Сегодня, по моим сведениям, в Казахстане проживает около 40 тысяч евреев.
- Каковы ваши впечатления от встречи с духовными лидерами других религий в рамках III Съезда лидеров мировых и традиционных религий?
- На мой взгляд, проведение такой конференции полезно всем - и верующим, и убежденным атеистам как в Казахстане, так и в других странах мира.
Подумайте сами - современные средства массовой информации переполнены сообщениями о катастрофах, насилии, природных катаклизмах и других проблемах.
И вот на фоне этих беспокойных и тревожных новостей появляется рассказ о том, что духовные лидеры самых разных религий нашли желание, время и возможность собраться за одним круглым столом, дружески приветствуя друг друга. Это очень светлое и радостное событие. Когда раввин, лама или мулла по отдельности говорят о том, что их религии стремятся к миру, это одно. Когда они все втроем собираются для переговоров - это уже доказательство того, что духовные лидеры не хотят междоусобиц.
Кроме этого, третий по счету съезд лидеров мировых и традиционных религий, прошедший в Астане, безусловно, укрепил имидж Казахстана как страны, в которой достигнуто межконфессиональное согласие.
Когда в 2003 году в столице республики был проведен первый подобный съезд, у меня была надежда, но не было уверенности, что проведение такого мероприятия станет традицией. Спустя три года после первого съезда - в 2006 году собрание духовных лидеров состоялось вновь - необходимость собраться всем вместе еще раз уже не вызывала сомнений. Надеюсь, к IV съезду примкнет еще большее количество участников.
- В июле этого года впервые в Казахстан приезжал президент Израиля Шимон Перес. Расскажите, пожалуйста, какие вопросы вы обсуждали с главой государства во время встречи?
- Основной темой обсуждения во время нашего разговора с президентом Израиля стало мое предложение о том, чтобы казахстанская модель межконфессионального согласия была взята за основу взаимоотношений народов во всех странах мира. Примером действенности этой модели может быть жизнь казахстанской еврейской общины. То, что испокон веку в Казахстане как мусульманской стране не существует преград для того, чтобы еврейское сообщество развивалось по законам своей веры, - уникальное явление. Я вижу в этом особую заслугу правительства страны, особенно Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Если обратиться к истории еврейского народа, а точнее ко времени правления третьего иудейского царя Соломона, сына пророка и псалмопевца Давида, то именно его период управления государством отличается полным отсутствием каких-либо войн. Почему так получилось? В тот момент, когда Создатель дал возможность Соломону выбрать какое-либо благо, царь попросил только мудрости. Мудрое управление страной - мир в государстве.
Я уверен, что казахстанская модель мирного сосуществования иудеев, мусульман, православных и буддистов может с успехом быть взята в пример в других странах мира, в которых по каким-либо причинам существуют трения между представителями различных религий.
Также мы обменялись с президентом Израиля мнениями о перспективах казахстанско-израильских отношений. На мой взгляд, двухсторонние связи будут только укрепляться в будущем. Особенно это касается области культурно-гуманитарного сотрудничества. Об этом, кстати, я говорил и на встречах с лидерами религиозных организаций США, проведенных в рамках моего визита в Вашинг¬тон в начале марта это года.
- Как вы оцениваете прошедшую в Алматы со 2 по 4 октября конференцию под названием «Встреча молодых еврейских лидеров»?
- Когда молодежь, особенно те ее представители, которые от природы наделены лидерскими качествами, объединяется, это, безусловно, очень позитивное событие с любой точки зрения. Это касается не только евреев, но и любой другой нации или национальности.
Что касается именно встречи молодых еврейских лидеров, то мне хотелось бы остановиться на этом вопросе несколько подробнее. Еврейский образ жизни подразумевает сплоченность, поэтому в, каждом, даже очень маленьком казахстанском городке у нас есть хоть и немногочисленные, но все же общины. Если у какой-либо еврейской семьи возникают трудности или проблемы - члены общины стараются помочь выйти из этих затруднений. Естественно, что во главе общины должен находиться лидер.
В моем понимании современный лидер еврейской общины - это человек, который помимо активной жизненной позиции обладает и организаторскими способностями и, самое важное, определенным жизненным опытом.
Возможность обменяться жизненным опытом, поделиться им - вот, пожалуй, самое главное преимущество прошедшей конференции. То, что сделали организаторы этой встречи - ассоциация «Мицва», еврейский общинный центр «Римон» и Американский еврейский распределительный комитет Joint, - я уверен, заслуживает одобрения и поощрения.
В сегодняшнем мире недостаточное внимание уделяется вопросам развития молодежи, а организации, которые ставят целью воспитание подрастающего поколения, можно пересчитать по пальцам. Я вижу в этом проблему современного мирового сообщества.
Не исключено, что если бы в других странах приняли во внимание опыт еврейского народа по воспитанию молодежи и ее активного участия в социальной и политической жизни, то в мире было бы меньше брошенных на произвол судьбы стариков, оставленных в приютах новорожденных, подростков, увлекшихся наркотиками.
- Расскажите о ваших планах на будущий иудейский год.
- Еврейская мудрость гласит: «Много мыслей в сердце человека, но лишь решение Всевышнего сбудется». Поэтому мне бы не хотелось анонсировать какие-либо определенные события. Лучше ничего не сказать, но сделать, чем заранее наобещать, но ничего не выполнить. Я лучше пожелаю всем жителям Казахстана, чтобы они сохранили то благословение, которое дано этой земле свыше.
Досье:
КОГЕН Ешая Элазар
Родился в 1971 году в Иерусалиме (Израиль). С 4 лет начал обучение в начальной религиозной школе для мальчиков. В 12 лет продолжил обучение в высшем религиозном образовательном учреждении «Торат Эмет Хабад Любавич». В 15 лет раввин Коген поступил в ешиву «Хабад Любавич Манчестер» в Великобритании. В 1992 году получил диплом раввина в ешиве «Томхей Тэмимим Хабад Любавич Нью-Йорк» в США. С 1993 года - помощник главного раввина г. Санкт-Петербурга (Россия). С 1994 года - главный раввин Казахстана, главный посланник Любавичского ребе в Казахстане. Раввин Коген является членом Национального совета РК, председателем Евроазиатского совета раввинов, членом совета Института религии и общественной политики (Вашингтон). Женат, отец пятерых детей.
18 хешвана 5770 (05/11/2009)
Фото дня
Президент Казахстана вручает главному раввину официальное удостоверение в том, что нынешнее правительство Казахстана не имеет отношения к преследованиям раби Леви-Ицхака во времена советской власти
Президент Казахстана вручает главному раввину официальное удостоверение в том, что нынешнее правительство Казахстана не имеет отношения к преследованиям раби Леви-Ицхака во времена советской власти
31/7/2007
Галереи
Почётные гости
Почётные гости
20/2/2007